Начало года ознаменовано активизацией профиля на ЛивЛиб. Может, это поможет мне читать больше) 90?
livelib-флэшмоб
1-251. Сигизмунд Кржижановский "Клуб убийц Букв" «Прозеванным гением» назвал Сигизмунда Кржижановского Георгий Шенгели. «С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность», – говорил о себе сам писатель. Он не увидел ни одной своей книги, первая книга вышла через тридцать девять лет после его смерти. Сейчас его называют «русским Борхесом», «русским Кафкой», переводят на европейские языки, издают, изучают и, самое главное, увлеченно читают. Новеллы Кржижановского – ярчайший образец интеллектуальной прозы, они изящны, как шахматные этюды, но в каждой из них ощущается пульс времени и намечаются пути к вечным загадкам бытия.
А что если идеи художественных произведений умирают, потому что люди читают много чужих букв? Главные герои сознательно отказываются от записывания своих сюжетов, а только рассказывают друг другу идеи, заполняя пустые полки невидимыми книгами своих мыслей. А еще там есть Гамлет, есть антиутопия, есть религиозный сюжет. Короче говоря, повесть доставила несказанное удовольствие.
А ведь мне ее посоветовали как раз на ливлибе, во флэшмобе, незнакомый человек, не знавший моих предпочтений. Хорошо получилось
2. Константин Симонов "Софья Леонидовна" Подполье во время Великой Отечественной войны. Очень разные судьбы людей, оказавшихся на оккупированной территории. Это редко приходит на ум, но в захваченных городах оставалось много народа, они продолжали жить, работать, общаться, как-то перестраивать свою жизнь. Одна из героинь вынуждена работать машинисткой у немцев, потому что ей надо чем-то кормить троих детей, другая разносит выпивку офицерам в немецком кабаре в надежде услышать краем уха важную информацию, но в то же время спит с немецким военврачом, чтобы ее не заподозрили в антифашистской деятельности.
Повесть очень психологичная. И чем больше над ней думаешь, тем больше нюансов видишь.
Ну да, только третья! Но она была большая! *делает вид, что совсем не оправдывается*
3. Мариам Петросян "Дом, в котором..." Я буду говорить об этой книге много, но не сейчас. Ее слишком много и слишком... слишком хочется сразу же начать перечитывать. Хочу ее в бумажном варианте, чтобы класть закладочки и возвращаться к прочитанному.
4. Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra" Наверное, я выбрал не то произведение для начала знакомства с творчеством этих фантастов. Мне их неоднократно хвалили и рекомендовали, я читал их рассказы в журнале "Если". И вот на Вите ностре сошлись стрелки: во-первых, она уже некоторое время болталась в моей электронной книжке, во-вторых, мне ее задали по книжному флэш-мобу, в-третьих, в одной группе этот роман сравнили по настроению с Домом вот не ведитесь на это сравнение! ровным счетом ничего общего!
Нудновато, однообразно, не увлекательно. В то же время и философской мысли особо не прослеживается. Зато есть то, чего я терпеть не могу - перерождение сущности. Было время, когда я пытался объяснить одному человеку, почему фантазии на тему "человек перерастает человеческую сущность и становится сверх-существом" пугают меня до выворачивания мозгов наизнанку. Помнится, объяснить не смог, но моего отношения это не меняет. Мне, видимо, слишком нравится быть человеком, с его слабостями и несовершенством, чтобы встать на точку зрения Сашки Самохиной и понять, что она радуется тому, что больше не человек, в Глагол в повелительном наклонении.
5. Франсуаза Саган "Любите ли вы Брамса?" Саган мне нравилась всегда. Я в восторге от ее "Ангела-хранителя", я с удовольствием читал "Приблуду" и "Немного солнца в холодной воде". Но вот эта коротка яповесть оставила чувство полнейшего уныния и безысходности. Она хорошая, написана, как всегда у Франсуазы, красиво, качественно, "вкусно", с этими милыми подробностями обстановки, чувств и пейзажей, с потрясающими в своей достоверности характерами. Но... печально, слишком тяжело.
6. Мари-Од Мюрай "Oh, Boy!" Мари-Од Мюрай - одна из наиболее интересных французских авторов литературы для юношества. Ни самого автора, ни ее произведения, - серьезные, беспокоящие и одновременно человечные и смешные до слез, - никак нельзя назвать политкорректными.
В романе для подростков "Oh, Boy!" через историю трех детей, оставшихся сиротами, Мари-Од Мюрай талантливо и с юмором раскрывает сразу несколько тем, о которых обычно не принято говорить: сиротства, тяжелой болезни близкого человека, гомосексуализма, взаимосвязи между ответственностью и взрослением.
Повесть очень печальная. Несмотря на то, что автор ко всему относится с юмором, но воспринять как легкую и увлекательную историю о трех детях, которые остались сиротами потому, что их мать "не вынесла горя" и покончила жизнь самоубийством, - не могу. Детишек перетягивают, как одеялко, возможные опекуны, решая, что вот эту красивенькую маленькую девочку удочерим, а остальные нафиг не нужны, или что я буду опекуном, но пусть дети живут в приюте, а я буду только имуществом распоряжаться. Плюс ко всем напастям старший мальчик всю книгу борется с острой формой лейкемии. Да, в итоге он выздоравливает и не умирает, но от описания ситуации тоже нерадостно. Я не против, жизнь сама по себе не радостная штука, но зачем загонять персонажей в такие безвыходные условия да еще и посмеиваться на этим...
7. Поль Клодель "Извещение Марии" Я, конечно, люблю религиозные сюжеты в литературе, я ж теолог по натуре Однако доставшаяся по книжному флэшмобу пьеса, видать, излишне метафорична... К тому же драматургия вообще не мой жанр. Честно прочел, но чисто по обязаловке.
8. Роберт Блох "Психоз" Это литературная основа хичкоковского "Психо". Фильм я не видел, но теперь думаю, что стоит отыскать время, чтоб ознакомиться. Маньяк, хоть и не совсем маньяк, но великолепен в своем роде. Норман Бейтс и его Мама - прекрасное сочетание.
9. Сьюзен Коллинз "Голодные игры" Книга на самом деле более жестока, чем фильм. В экранизации многое отдано на зрелищность, сюжет более запутан. В книге больше места уделено переживаниям Китнисс, тем более повествование от первого лица открывает для этого все возможности. Мне непонятно, почему Голодные Игры ставят в один ряд с Сумерками - даже издает их одно издательство. По-моему Игры не совсем подростковое чтиво, там и взрослый читатель найдет много интересного.
10. Софья Ролдугина "Ключ от всех дверей" Каждому в Доме Камней и Снов, от мастера-кузнеца до знатной дамы, известно, что госпожа Лале из древнего рода Опал помешалась рассудком и годится лишь на то, чтобы веселить королеву и ее свиту. Немногие догадываются, что под маской взбалмошной дурочки прячется изворотливый ум и жестокость самой таинственной и страшной карты Расклада - Безумного Шута. И лишь единицы знают, что вычурная массивная подвеска, с которой не расстается Лале, не простой кусок драгоценного металла, не подарок от богатого поклонника, но ее благословение и проклятие - Ключ от всех дверей...
11. Сьюзен Коллинз "И вспыхнет пламя"
12. Элизабет Костова "Историк" Прочитанная повторно, книга раскрывается своими новыми гранями. Теперь я больше знаю об историческом прототипе знаменитого вампира, и собственно решение вернуться к данному роману продиктовано именно интересом к Цепешу, а не к вампирам. Во второй раз с книгой я бодался дооооолго, начав читать чуть не в прошлом году, а закончив только сейчас, с многочисленными перерывами и матами по поводу огромных размеров произведения. ну правда, книги, которые в моей читалке весят более тысячи страниц, вгоняют меня в светлую печаль, потому что, хоть я и люблю объемные истории, но ввиду дефицита времени на чтение они успевают поднадоесть за те месяцы, что я продолжаю их читать. не стоит забывать и то, что я читаю пять-шесть книг одновременно, и получается, что параллельно я осилил уже десяток, а "тысячник" до сих пор "в процессе"
13. Далия Трускиновская "Шайтан-звезда" Еще одна длинная книга, и снова "из прочитанного ранее". При увлечении арабской темой, Шайтан-звезда была первой ассоциацией из литературы. Джинны, ифриты, звездозаконники, похищенные царевичи, вероломные женщины, арабские скакуны и восточные хаммамы. Переплетающиеся в один клубок людские судьбы, когда непонятно, кто друг, а кто враг, кто истинный возлюбленный, а кто - так себе увлечение на время))) В общем, получил мало с чем сравнимое удовольствие от прочтения, несмотря на то, что большую часть совпадений и сюжетных ходов помнил.
14. Юстейн Гордер "Дочь циркача" Герой романа "Дочь циркача" избрал себе необычное ремесло: он снабжает пишущую братию сюжетами для книг. Его прозвали Пауком, и не зря. Он всегда остается в тени и потихоньку опутывает своей паутиной целый мир. Однако жизнь сочинила для Паука неожиданный сюжет.
Это флэшмобное задание очень напомнило другое произведение, так же прочитанное в рамках литературного флэшмоба 2014 - "Клуб убийц букв" Кржижановского. Много сходного и по сути, и по форме написания. Герой/герои, отказывающиеся от настоящего писательского труда, предпочитающие только придумывать истории, но не издавать (в Клубе даже не записывать) их. Множество книг в книге. Ведь если бы герой придумывал сюжеты, но ни один из них не продемонстрировал, то вряд ли смотрелся бы так правдоподобно. Так что периодически размышления Петтера-Паука о своей жизни и деятельности прерываются выдуманными историями его авторства. Самая классная из них - про живые шахматы. Я бы почитал этот роман.... ммм... отдельно, а не как зарисовку в другой книге.
15. Вэл Макдермид "Песни сирен" Гм... только я могу выбирать детектив-триллер про серийного убийцу и в результате взять из сотни томов именно тот, где маньяк убивает на гейской территории и имеет прозвище Голубой убийца. Конечно, в аннотации об этом ни слова не сказано, и открывая книгу наугад, я тоже не натыкался ни на что подобное. Это чутье?
От детектива я в восторге. Даже несмотря на то, что многие мои предположения об убийце оказались верными. А может, благодаря этому... То есть читаешь и ощущаешь некий азарт: я пойму фишку раньше, чем этот ГГ - составитель психологических портретов серийных убийц! Почитаю еще что-нибудь этогог автора, мне нравится.
16. Франц Кафка "Превращение" Бррррр... и встряхнуться... Глубинный смысл глубинным смыслом, но представление себя в виде жука равно как и представление, каково жить в одной квартире с огромным жуком - бррррр Грегора в конце всё равно жаль: семья была так искренне рада издохшему родственнику, что разом становятся ненавистны и мама с папой, и сестра. Кажется, только служанка хоть чуточку пожалела инсекта.
17. Наиль Измайлов "Убыр"
18. Габриэль Готье "Графиня Дракула. Невероятная история Элизабет Батори" Я был согласен на историческое повествование или (учитывая претенциозное название) на мистический сюжет. В итоге там нет ни того, ни другого, а есть изложенные бедноватым языком "откровения" разных людей, начиная от самой Эржебет и заканчивая ее служанками, одна из которых рассказывает о своей несчастной судьбе и мучительной гибели аж прямо с небес. Вроде как есть и исторические факты, но создается впечатление, что автор совершенно не знает, что с ними делать и куда применить.
19. Поппи Брайт "Потерянные души" …Они бродят по улицам современных городов.
…Они тусуются по продвинутым рок-клубам.
Вы слушаете, КАК они играют, КАК говорят, КАК смеются.
Вы не поймете — КТО ОНИ ТАКИЕ. Не поймете, пока не станет слишком поздно. Пока поцелуй ВАМПИРА — ночного хищника — не станет последним, что вы почувствовали в жизни.
...Они знают: человеческая душа — просто игрушка для того, кто превратил умение убивать в высокое искусство.
Они потеряли ВСЕ — все, кроме умения не просто отнять у вас жизнь, но сделать это СТИЛЬНО!..
Проза Поппи Брайт, конечно, стильна. Но вот вампиры тамошние не особо привлекательне. А сюжет нудноват, даже Изысканный труп веселее))
20. Роберт Ирвин "Арабский кошмар" Это занимательная книга о неспособности различить сон и реальность, о снах, которые никак не вспомнить, когда просыпаешься. «Арабский кошмар» своим построением, возможно, напомнит читателю «Тысячу и одну ночь», а детективным сюжетом — «Имя Розы» Умберто Эко.
Мне, признаться, ни 1001 ночь, ни Умберто Эко эта книга не напомнила. Сновидческая тема мне интересна, но ко второй половине произведения читатель в самом деле перестает различать, где что и какой смысл во всех передвижениях героев. Я считаю, такой и была задумка автора и успеха он достиг, но читается тяжело, тем более особого восточного антуража нет. Точнее, есть как бы его изнанка - нищие, калеки, неприятные старички и всюду-всюду грязь. Грязь стол смачно описывается, что после чтения создается ощущение собственной немытости.
21. Дэниел Киз "Цветы для Элджернона" Знакомство с сюжетом началось для меня несколько лет назад в Питере, в Александринке, где я смотрел на малой сцене театральную постановку известного романа. Попал я туда по ошибке, спутав название спектакля, но ни разу не пожалел об этой случайности. История Чарли Гордона завораживает и заставляет размышлять. Что лучше: быть умным или дурачком? И где проходит грань между недостаточно умным, в меру умным и слишком умным? И с каким уровнем интеллекта проще жить? А с каким лучше получается строить отношения с людьми? "Высокий ай-кью - не самое главное в жизни", - говорит одна из героинь.
22. Поппи Брайт "Ворон. Сердце Лазаря" Это... это... прекрасно!
23. Сьюзен Коллинз "Сойка-пересмешница"
24. Артур Хейли "Аэропорт" Может, я кого-то сейчас оскорблю в лучших чувствах, но мне показалось ужжжжасной нудятиной.
25. Фэнни Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок" Боги, исполните парочку заветных желаний тому человеку, который задал мне читать эту книгу. Сам бы я еще не один год добирался до нее. А она настолько потрясающая, что я даже не могу подобрать слов, чтобы описать ее и выразить свои эмоции. Это одна из лучших книг за год.
26-46. Генри Лайон Олди "Сын Черной Вдовы", "Принц тварей", "Смех дракона", "Скороход Его Величества", "Семь смертных", "Карусель", "Страшный суд №20", "На том берегу", "Она и ее мужчины", "Кое-что о провидцах", "Кое-что о женщинах", "Кое-что о вампирах", "Кое-что о драконах", "Знаете ли вы украинскую ночь?", "Неравнозначье", "Десять искушений матёрого публиканта", "Верю - не верю, или Достоверность, как ее нет...", "Конец - делу венец, или Проблемы "финишной ленточки"", "Мужество похвалы", "Майское солнце Партенита", "Партенит-09"
Говорят, сборник, в котором сошлись рассказы, зарисовки, стихи и публицистика, - не самый лучший зачин для знакомства с творчеством Олдей. Однако у меня неожиданно пошлО очень хорошо, несмотря на то, что сия книга была незапланированной и прочитанной, можно сказать, случайно попавшись под руку. Теперь подумываю, что бы почитать полновесного и длинного.
47-61. "С точки зрения тролля": Делия Шерман "Ученик волшебника", Гарт Никс "Незваный гость", Венди Фрод "Волшебные сказки", Нина Кирики Хоффман "Из грязи в князи", Питер С. Бигл "Вверх и вниз по бобовому стеблю: воспоминания великанши", Эллен Кушнер "Изношенные танцевальные туфли", Джозеф Стантон "Кот в сапогах. Продолжение", Холли Блэк "Мальчик, который выл, как волк", Джейн Йолен "Тролль", Нэнси Фармер "Замок Отелло", Майкл Сандум "Жулик", Катрин М. Валенте "Хрупкое создание", Мидори Снайдер "Молли", Нил Гейман "О вежливости", Келли Линк "Игра в Золушку"
Ух ты, какие прекрасные злодеи получились у авторов, создававших сказки для этого сборника!