Из книги
Л.Джеймса "Эти странные австрийцы""Своим повышенным интересом к теме смерти австрийцы во многом обязаны своему прошлому: в частности, окружавшему аристократов великолепию и пышным похоронам, превращавшим кончину императора в долгожданное событие. Зрелищная сторона погребения, то, что вЕнцы называют schöne Leich (красивым трупом), играет важную роль в их культуре. Вот почему австрийцы убеждены в том, что смерть - это продолжение жизни, а не её конец. "Тому, кто хотел бы понять, как живёт вЕнец, - писал австрийский классик Герман Бар, - следует знать, как его хоронят, ибо бытие его тесно связано с небытием, о котором он поёт в сладостно-горьких песнях".
Обычаи, связанные с похоронами, подразделяются на живописные и жуткие.
читать дальшеКогда сослуживцы идут за катафалком ведущего актёра городского театра, совершающим круг почёта вокруг здания, где покойник работал до последнего, а затем сопровождают его на кладбище, то это, в общем-то, приятный глазу ритуал. Во вторую категорию попадает страшная некролатрия Габсбургов. Веками умерших императоров расчленяли и хоронили в разных концах столицы: сердца в одном месте, внутренности в другом, остальное - под церковью Капуцинов.
В число притягательных мест, навевающих думы о смерти, входят венский музей погребальных принадлежностей, где все взоры приковывает к себе гроб со звонком, чтобы, если вас вдруг похоронили живьём, дать знать о совершённой ошибке, и обширное центральное кладбище.
Впервые вопрос о большом центральном кладбище, поскольку существующие трещали по швам, был поставлен свободомыслящим городским советом в XIX веке. При дальнейшем обсуждении проявилась та скрупулёзность, с которой австрийцы подходят к вопросам жизни и смерти. Поскольку погост должен был располагаться вдали от центра города, а условия для сохранения тел бедняков не всегда были такими, какими могли бы быть, некий Франц Фельбингер предложил механизм для "pneumatische Leichenbeförderung" (пневматической транспортировки тел - разумеется, на кладбище, а не на небеса). В оснвое этой идеи лежал принцип пневматической почты, применявшейся в самых крупных универсальных магазинах для пересылки бумаг с одного этажа на другой, - система, впоследствии проданная инженером Фельбингером венскому почтамту. Мертвецов должны были класть под центральным моргом в трубопровод, а затем без сучка без задоринки переправлять в течение нескольких минут на кладбище. К сожалению или к счастью, этому проекту так и не суждено было реализоваться из-за технических трудностей (были высказаны опасения, что трупы застрянут в трубе на полпути и начнут разлагаться, прежде чем их успеют оттуда извлечь).
Центральное кладбище является местом паломничества, особенно в День Всех Святых, когда большинство венцев выезжает в осеннем мраке за город, дабы возложить венок к фамильному склепу либо на могилу какого-либо популярного актёра или общественного деятеля. Кладбище столь велико, что муниципалитету приходится содержать микроавтобус, который развозит пожилых людей по безмолвным аллеям, а также нанимать хорошего стрелка, который был бы достаточно храбр, чтобы являться сюда на рассвете и отстреливать зайцев, обгрызающих венки". (с)
Теперь мне становится понятно, почему история дер Тода просто обязана была появиться именно в Австрии и именно в Вене. Психи всё-таки эти австрийцы)